Давным-давно – с десяток тысяч лет, А может быть и больше - я не знаю
Живёт у человека самоед – Пушистый, белый пёс с улыбкой мая!
Он знает всё о жизни наперёд, Уверен он, что нужен человеку:
Что тот без самоеда – пропадёт, Состарится от скуки раньше века.
Из гимна самоедов (Сергей Костомаров)      

Меню

 

Щенки

 

Новости сайта

  • 10.08.2013
    Открыт заново раздел коммерческий объявлений о продаже щенков на форуме. Читайте правила нового старого раздела
  • 03.03.2012
    Добавлены всепородные выставки 2011 и 2012 года
  • 02.03.2012
    Форум обновлен до версии 3.0.

Конкурс

На данный момент лидером остается рассказ Нордюнчика.
... первые метры он прошел достаточно спокойно, ничего не подозревая... потом остановился, понюхал воздух.... и натурально СБРЕНДИЛ. я такого еще не видел. он ... Читать полностью
 

GISMETEO.RU: погода в г. Москва
 

Манфред Кох-Костерзиц, 400 советов любителю собак


Глава 25

ДРЕССИРОВКА

333. Дрессировку рабочих и пастушьих собак следует поручить специалисту.
Эта дрессировка требует специальных знаний и богатого опыта. Неправильно или плохо обученная рабочая собака может стать опасной для окружающих и даже для своего хозяина.

334. Охотник, если ему позволяют время и обстоятельства, должен сам дрессировать свою собаку.
Замечательным пособием по подготовке охотничьих собак является книга д-ра Ф. Грандерата «Дрессировка собак», откуда автор тоже позаимствовал некоторые сведения.

335. Если нам стало ясно, что определенным методом дрессировки не достичь желаемого результата, его следует сменить.
Иногда бывает достаточно уже незначительного изменения, чтобы сделать наши намерения понятными собаке. Собака, требующая мягкого обращения, будет реагировать на строго произнесенную команду с робкой покорностью, иногда даже плохо ее понимая. Однако при ласковом обращении она ту же команду охотно выполнит. Собака сильного типа (245), наоборот, на поданную недостаточно властным тоном команду может вообще не отреагировать.

336. Не собака должна тащить нас за собой на поводке, а мы вести собаку.
К сожалению, можно нередко наблюдать такую картину: хозяин, этот вожак стаи, покорно тащится вслед за собакой от дерева к углу дома, от угла дома к дереву. На поводке собака должна держаться с левой стороны от нас так, чтобы ее голова и передняя часть груди находились возле нашего колена. На первых порах нам следует двигаться со своей собакой вплотную вдоль идущих слева от нас стены или забора, начиная движение всегда с левой ноги, что послужит зрительным сигналом (271). Каждую попытку собаки отклониться в сторону, забежать вперед или отстать мы пресекаем рывком затягивающегося или строгого ошейника, сопровождая всякий раз наше вмешательство командой «Рядом». Время от времени мы оглаживаем собаку, чтобы она даже в процессе строгой дрессировки чувствовала добрую руку хозяина. Как только мы остановимся, собака должна сразу же, не дожидаясь команды, сесть.

337. Если наша собака прочно усвоила навык хождения рядом на поводке, мы можем попробовать перейти с ней к движению рядом без поводка.
Команда та же — «Рядом» (336). Главное условие успеха — абсолютное послушание и терпеливое повторение упражнения на поводке, как только собака попытается уйти в сторону. Навык может считаться усвоенным полностью лишь тогда, когда никакие отвлекающие факторы: ни люди, ни животные, ни уличный транспорт— не смогут помешать хождению нашей собаки рядом без поводка.

338. Находясь на улице, мы можем позволить своей собаке идти рядом с нами без поводка только при условии, что она беспрекословно слушается команды «Рядом» (337).
Собака никогда не сумеет правильно оценить дорожную ситуацию и таящуюся в ней опасность. Это наша задача. Если она, как привязанная, держится у нашей ноги, то хозяин и собака образуют единое целое. Если она по каким-то причинам ушла в сторону, за все возможные последствия несем ответственность только мы.

339. Наша собака должна усвоить, что всякий автомобиль таит в себе опасность.
Попросим приятеля, чтобы он медленно и как можно ближе проехал мимо нас, когда мы, держа собаку на поводке, находимся на проезжей части улицы (но ни в коем случае не на тротуаре или пешеходной дорожке), и с силой бросил в собаку метательную цепочку или же нанес ей чувствительный удар хлыстом. Одновременно с этим он должен несколько раз просигналить. По мере надобности упражнение повторяется. Если наша собака стала бояться автомобилей, даже если мы с ней находимся не на проезжей части улицы, мы сможем избавить ее от излишней пугливости следующим образом: посадив или уложив взятую на поводок собаку на краю тротуара вблизи потока мчащегося транспорта, мы хвалим и оглаживаем ее,

а при малейшей попытке бегства успокаиваем и даем лакомство.

340. Одна из основных задач дрессировки — научить собаку ложиться по команде и сохранять положение лежа до тех пор, пока она не получит новую команду.
Для этого используются команды «Лежать» и «Место». Начинаем всегда из положения сидя. Если собака легко управляема, мы кладем ей руку на холку, прижимаем ее к земле и вытягиваем вперед передние лапы, сопровождая свои действия командами «Лежать», «Место» и зрительным сигналом (271) — движением руки вниз. Как только собака примет правильное положение, мы ее хвалим и даем лакомство. Более упрямую собаку укладываем с помощью поводка, пропущенного под башмак, в остальном действуем так же, как в первом случае. Выдержка в положении лежа вырабатывается терпеливым и многократным повторением упражнения. Медленно отходя от собаки и каждый раз понемногу увеличивая расстояние,

мы командами «Фу» и «Место» пресекаем ее попытки следовать за нами. Применение метательной цепочки в этом случае было бы большой ошибкой, так как собаке захотелось бы еще быстрее вернуться к нам.

341. Укладка по команде «Место» (340) на расстоянии и выдержка в положении лежа вырабатываются следующим надежным способом.
Через ушко на вбитом в землю колышке пропускаем дрессировочный поводок (длиной не менее 20 м), карабин которого по возможности незаметно прицепляем к кольцу строгого ошейника собаки, уже принявшей по нашей команде «Место» положение лежа. Расстояние между колышком и ошейником должно быть 2-3 м. Пятясь, мы отходим вдоль свободного конца лежащего на земле дрессировочного поводка и берем его в руку. Как только собака встанет и захочет последовать за нами, мы сильным рывком поводка даем

ей почувствовать шипы строгого ошейника и твердым голосом подаем команду «Место». Одновременно опуская вытянутую вперед руку, мы воздействуем на собаку зрительным сигналом. После многократных повторений мы позволяем собаке подойти к нам вместе с поводком, который легко потянется за нею сквозь ушко, и только тут похвалим ее и поощрим лакомством. Это упражнение, по возможности каждый раз меняя место занятий, мы должны повторять и повторять, чтобы собака научилась оставаться в положении лежа, даже если хозяин отойдет далеко или вообще скроется с глаз, до тех пор, пока он не подзовет ее к себе.

342. Каждая собака должна научиться преодолевать прыжком препятствия.
Это наука не сложная. Начнем с лежащего на земле бревна, чей обхват не должен быть слишком велик для нашей собаки. Прыгая через него сами, мы побуждаем командой «Барьер» сделать то же самое собаку, которую держим на поводке. Чаще всего она охотно следует за нами. Но можно и помочь ей легким рывочком поводка. Постепенно мы увеличиваем высоту препятствий, никогда, однако, не требуя от собаки невозможного. Так же мы учим собаку преодолевать канавы и ручьи, одновременно тренируя ее на дальность прыжка. Брошенный на другую сторону кусочек лакомства и такой же кусочек вместе с похвалой и сглаживанием после обратного прыжка могут в трудных случаях облегчить дрессировку.

343. Мы должны отучить нашу собаку от заливистого лая на вошедшего человека, на телефонный звонок, звонок в дверь и по другим подобным поводам.
Для этого необходимо, чтобы наша собака, получив команду «Место» (340), поданную голосом и одновременно жестом (271), оставалась лежать в своей «корзинке». Через укрепленное на краю «корзинки» металлическое кольцо мы пропускаем длинный поводок, один конец которого прицепляем к строгому ошейнику собаки, а другой конец держим у себя под рукой, например на письменном столе. Когда войдет посетитель или раздастся звонок и собака залает, мы вначале даже поддержим ее командой «Голос» (347). Но если наша собака будет и дальше бесполезно лаять, тогда мы делаем рывок поводком и энергично командуем: «Место». Рекомендуется в течение короткого времени упражнение со звонками и неожиданными посетителями повторить несколько раз. «Корзинка» собаки должна быть прикреплена к какому-нибудь тяжелому предмету мебели, к трубе парового отопления и тому подобному.

344. Мы должны решительно отучить нашу собаку от врожденной манеры, встречая лаем чужого человека, делать вид, что она вот-вот вцепится ему в ногу, а также сопровождать лаем его уход.
Наденем на собаку строгий или затягивающийся ошейник, возьмем ее на поводок и, позволив сначала спокойно залаять на прозвучавший звонок, потом подаем команду «Сидеть». Как только собака кинется по своему обыкновению на открывшуюся дверь, мы сильным рывком ошейника заставляем ее послушно сесть. Каждое проявление невоспитанности во время присутствия постороннего лица и при его уходе наказывается таким же образом. Такое отношение к незнакомым людям обычно присуще шпицам, терьерам, пинчерам и таксам.

345. Любитель лаять на забор мешает нам и другим людям и должен быть укрощен.
Ему все равно, кто или что перемещается вдоль границы территории его стаи (204), сломя голову носится он по забору туда и обратно, бессмысленно облаивая любой движущийся предмет. Надев на собаку строгий ошейник и взяв ее на длинный поводок, мы, то и дело останавливаясь, фланируем с нею вдоль внутренней стороны забора. Если собака попытается с лаем броситься на забор или пуститься в сумасшедшую беготню, мы тут же делаем резкий рывок поводком и строго командуем «Место». Каждую последующую попытку мы

пресекаем таким же образом, добавляя еще запрещающий возглас «Фу», а при необходимости используем метательную цепочку.

346. Отучить собаку выть и лаять, когда она осталась в комнате одна, мы можем следующим способом.
Действуем, как описано в разделе 343, только длинный поводок ведет не к нашему письменному столу, а уходит под дверью в прихожую (временно, чтобы приподнять дверь, надо надеть на петли несколько шайб). Если собака после нашего ухода начнет лаять или выть, посторонний человек по нашей просьбе дергает из прихожей

за поводок, отчего срабатывает строгий ошейник, и одновременно подает команды «Фу» и «Место». Это упражнение придется повторить тоже много раз.

347. Наша собака должна уметь лаять по команде.
Уже щенки нередко разражаются лаем, если в комнату входит чужой, кто-то стучится в дверь и во многих других случаях. Каждый раз надо подбадривать их командой «Голос» и словами похвалы. Благодаря этому собака быстро поймет причинную связь между своим поступком и нашими словами. При выработке этого навыка у взрослой собаки нам понадобится кошачья шкурка, мертвый кролик или мертвая птица или нечто другое желанное, что мы подвешиваем на дереве на недосягаемой для собаки высоте и, показывая

на него пальцем, подаем команду «Голос». Если собака каждый раз за выполнение команды будет получать кусочек лакомства, то она вскоре станет лаять, как только мы вместе с командой «Голос» покажем ей лакомство.

348. Мы должны постепенно приучать нашу собаку не бояться воды.
Начинаем на мелководье с пологим, желательно песчаным, дном. Мы входим в воду сами, и собака чаще всего с опаской, но последует за нами. Если же она не решается, не повредит легкое подтягивание за поводок. Через некоторое время мы заплываем на более глубокое место. Вскоре собака поплывет за нами, особенно если мы возбудим ее бросанием палки: Все собаки умеют плавать от рождения. И все же мы никогда не должны сталкивать их или силой затаскивать в воду. Иначе они станут бояться воды, а мы можем утратить их доверие.

В холодное время года ни в коем случае не следует посылать собаку в воду. Работа в воде поздней осенью и зимой остается привилегией закаленных, специально для этого подготовленных охотничьих собак.

349. Выйдя из воды, собака должна досуха отряхнуться и как следует набегаться.
До этого ее не надо брать на поводок. Когда собака отряхивается, окружающим лучше держаться на почтительном расстоянии. Брызги разлетаются на несколько метров.

350. Имеет смысл так выдрессировать свою собаку, чтобы она начинала есть только по команде «Можно» или «Ешь».
Вся проблема сводится, по сути, к тому, чтобы донести до собаки разницу между словами «Фу» («Нельзя») и «Можно» («Ешь»). Для этого мы протягиваем ей кусочек мяса, одновременно произнося строгое «Фу». И каждый раз, как только собака попытается схватить его зубами, мы повторяем запрещающую команду, пресекая попытку. То же самое проделываем с куском мяса, положенным перед собакой на пол. Конечно, в обоих случаях собака должна быть на поводке. После неоднократного повторения этих упражнений мы предлагаем ей такой же кусок, подаем команду «Можно» и хвалим собаку. Обучение повторяется до тех пор, пока собака станет прикасаться

к своей наполненной едой миске только после команды «Можно». Причем слушаться она должна всех членов семьи.

351. Надо добиться того, чтобы собака не брала пищу у чужих людей.
Собственно говоря, если собака приучена есть только по команде «Можно» (350), она у постороннего ничего не возьмет. И все же, во избежание всяких случайностей, мы должны сделать так, чтобы попытка взять пищу у чужого человека была у нашей собаки прочно связана с болевым ощущением. Посторонний предлагает собаке, ласково разговаривая с ней, кусок мяса на вилке. Как только животное попытается его ухватить, человек резко поворачивает вилку, так что ее противоположный конец наносит чувствительный удар по собачьему носу. Или же помощник дрессировщика, так же завлекая собаку, дает ей кусок мяса, «нафаршированный» перцем. Кусок должен быть достаточно большим, чтобы собаке пришлось его раскусить и обжечься. И в том, и в другом случае хозяин подзывает к себе «пострадавшую» собаку, выдает ей хороший кус лакомства, хвалит и оглаживает ее. Такая выучка исключает возможность отравления нашей собаки. Однако эти методы используют преимущественно при дрессировке рабочих собак, так как при этом часто вырабатывается неумеренно злобное отношение к чужим людям.

352. Мы должны отучить нашу собаку преследовать домашних животных, особенно гоняться за домашней птицей.
Малейшую такую попытку мы пресекаем сильным рывком строгого ошейника с одновременной подачей команды «Фу». Если же собака все-таки кинется очертя голову в погоню, мы позволим ей, исчерпав длину поводка, получить с разгону болезненный укол шипов строгого ошейника, бросим в нее метательную цепочку (306) и выразим свое недовольство громким возгласом «Фу». Очень полезным

может оказаться участие в дрессировке помощника, который из укрытия, оставаясь незамеченным собакой, с силой бросает в нее, рвущуюся с поводка на птицу, метательную цепочку или метко стреляет в нее из рогатки (307).

353. Если наша собака преследует велосипедистов, то один из них должен излечить ее от этой дурной привычки.
Если мы накажем собаку, которая возвратилась к нам после одной из таких погонь, то она скорее всего не поймет связь (292) событий. Нам придется попросить велосипедиста, чтобы он на ходу бросил в преследующую его собаку метательную цепочку или нанес ей сильный удар плеткой. Как правило, бывает достаточно одного такого урока, чтобы отбить у собаки охоту к подобным забавам.

354. От привычки преследовать все, что движется, мы можем отучить с помощью учебной шлейки (309).
Однако применять ее рекомендуется только в исключительных случаях, а именно тогда, когда другие методы дрессировки (352) не дали ощутимых результатов. Учебная шлейка может пригодиться для собак, живущих на хуторах и больших усадьбах или в одиноко стоящих домах и склонных к преследованию других животных.

355. В некоторых случаях, чтобы помешать собаке гоняться за кем попало и заниматься браконьерством, нам приходится прибегать к помощи толстой палки, которая свободно подвешивается к ошейнику и на быстром ходу больно бьет животное по передним конечностям (310).
Это еще более жестокое средство, чем учебная шлейка (309), используемое для тех же целей и в тех же условиях. Однако его, как правило, применяют только к караульным собакам, которых по ночам спускают с привязи, и они, свободно разгуливая вокруг, могут причинить значительный ущерб, особенно диким животным. Кто сам дрессирует свою собаку, тому придется употребить в дело и ту, и другую.

356. Уже у щенка мы можем воспитать часто столь желательную сдержанность к посторонним.
В просторном помещении чужой человек демонстрирует свое плохое отношение к нашей собаке: ударяет ее свернутой газетой или гибким прутом (295), бросает в нее тонкую метательную цепочку (306), отвешивает легкий пинок и тому подобное. Одновременно с этим командой «Ко мне» и разными ласковыми словами мы зовем собаку. Она убегает от обидчика к нам, где получает лакомство и ласку. Из этого эпизода собака извлекает урок: команда «Ко мне» выгодна для нее, а хозяин, вожак стаи, ее защищает. Само собой разумеется, что оказать нам помощь в этом могут только посторонние люди, но никак не члены нашей семьи.

357. Можно приучить нашу собаку делать поскорее свои дела.
Это может иметь практическое значение, когда мы выгуливаем свою собаку, а нам надо спешить. Как только собака сделает свои
большие или маленькие дела, мы должны ее похвалить знакомыми ей, постоянно нами употребляемыми звуковыми сигналами (268), например: «Хорошо», «Аи, браво» или «Молодец», с добавлением ласковым тоном ее клички. Если мы будем это проделывать регулярно, то со временем привычные слова похвалы станут сами побуждать собаку к отправлению естественной нужды.

358. Приучение собаки к апортировке (подноске предметов) мы можем начать только в том случае, если она безукоризненно выполняет наши команды «Ко мне» (321), «Сидеть» (324), «Рядом» (337) и «Место» (340).
В большинстве случаев с апортировкой не возникает проблем, так как в ее основе лежит игровой инстинкт. Сидящей перед нами собаке вкладываем в пасть апортировоч-ный предмет с одновременной подачей команды «Апорт». Если собака не держит предмет, значит, нам нужно подобрать другой, который будет для нее особенно сильным раздражителем, например, косточку, кусок шкуры и тому подобное. Как только собака станет охотно брать предложенную вещь, мы подменяем ее апортировочным предметом (308). Собака должна научиться держать и носить его достаточно продолжительное время, до 5 минут. Если она выронит апортировочный предмет, мы не должны ее за это наказывать, но нужно заставить снова взять его в пасть. Забираем апортировочный предмет по команде «Дай», причем собака в это время должна снова сидеть. Если она не хочет его отдавать, тогда мы, поддерживая ее одной рукой снизу легонько под морду, другой рукой предлагаем лакомство. Как только она отдаст предмет, хвалим ее и даем еще ку-сочеК лакомства. При настойчивой и .достаточно длительной тренировке наша собака научится подносить нам апортировочный предмет с довольно большого расстояния, сама предлагая взять его у нее.

359. После того как собака прочно усвоит навык апорти-ровки (358), мы можем постепенно увеличивать вес апортировочного предмета (308).
Именно постепенно, потому что сперва должны окрепнуть лицевые и шейные мускулы животного. Апортировка должна доставлять собаке радость, а не восприниматься как неприятная обязанность. Предельный вес апортировочного предмета зависит от размеров и телосложения собаки. Следует избегать любых перегрузок.

360. Для того чтобы научить собаку доставке легких грузов, нам потребуется помощник (второй дрессировщик).
Обученная собака должна уметь по команде доставлять знакомому ей лицу на довольно большое расстояние письмо или какую-либо вещь. Подав что-либо в пасть собаке, уже прочно усвоившей навык апортировки (358), мы коротко и твердо командуем ей—«Пост». Сразу вслед за этим стоящий от

нас на расстоянии около 100м второй дрессировщик, которого наша собака хорошо знает и который пользуется у нее полным доверием, ласковыми словами, кличкой и свистом зовет ее к себе. Как только собака к нему подойдет, он забирает у нее принесенную вещь, цепляет на поводок, хвалит и дает лакомство. После небольшой выдержки все повторяется в обратном порядке: помощник строго командует «Пост», а мы ласково подзываем собаку, хвалим ее и поощряем лакомством. По мере усвоения собакой навыка расстояние между дрессировщиком и его помощником увеличивается. Хорошо выдрессированная собака способна доставить извещение, пробежав с ним несколько километров.

Копировать материал можно только с разрешения авторов сайта http://sammy.ru
 
Copyright 2005-2007, Адрес защищен, включите Яву . Все материалы - собственность владельцев сайта, если не указано иное.